— Вы сами понимали, что являетесь не просто ещё одной хорошей группой, а культурным феноменом?
Пол Мы в это не вникали. Думаю, когда [Мохаммед] Али кричал, что он — лучший, он этого всё же не знал наверняка, это был блеф 3. Шоу-бизнес. Он предполагал, что он — лучший, и мы предполагали, что мы — лучшие. Но многое из того, что мы делали, было просто блефом, потому что если ты хочешь стать лучшим, то всем говоришь, что уже стал лучшим.
— А когда вы поняли, что это действительно случилось, — что это уже выходит за рамки только музыки, а оказывает влияние на всё поколение?
Пол: Очень рано. Когда мы начинали в Гамбурге, у нас не было публики, так что мы должны работать как проклятые, чтобы заманить людей в клуб. Когда прохожие появлялись в дверях клуба, мы находились на сцене, а за столиками никого не было. Нашей задачей было заманить их в клуб, чтобы они купили пиво. В тот момент, когда мы кого-то видели, мы начинали «Dance In The Street» — это была одна из наших вещей в т время, — и давали жару, притворяясь, что е замечаем людей, заглядывающих в клуб. И человека три заходили. Мы были прямо как ярмарочные зазывалы. Со временем стало заходить всё больше людей, так что клуб заполнялся до конца, и именно в тот момент мы поняли, что станем действительно значимой группой. Затем мы вернулись в Англию, начали играть в «Cavern», и там произошло то же самое: сначала никого не было, затем стало заходить всё больше людей, и, наконец, туда рвались толпы. Было невероятное возбуждение, и мы понимали, что в нас определённо есть что-то притягивающее. Ко времени, когда мы начали ездить в туры, это нас больше не удивляло, хотя всё ещё возбуждало. Когда мы были в туре с Крисом Монтезом, сначала он был звездой шоу, а посередине тура участников поменяли местами, поставив нас на главное место. Он попал в страшно неудобное положение, но что мы могли ему сказать? «Извини, Крис?» Он тогда справился с ситуацией, а мы к тому времени уже ожидали подобного поворота. Куда бы мы ни поехали, везде нас принимали хорошо.
— К тому времени ни одна европейская поп-группа ещё не завоевала Америку. Как вы определили, что пришёл момент сделать решительный шаг и начинать путь в США?
Пол: Мы были достаточно нахальны и решили, — мне кажется, это совет пригодится новым группам, — что не поедем в Штаты, пока у нас там не будет пластинки на первом месте. Нам и раньше предлагали туры, но только в роли разогревающей группы перед кем-то, а на это ммы не соглашались. Мы очень детально всё продумали. Очень многие артисты из Британии неудачно пытались пробиться в США, — Клифф Ричард пытается до сих пор. Мы же всегда считали, что лезть напролом — это ошибка, можно начинать путь, только если твоя пластинка там уже на первом месте. То есть наш прорыв в США основывался на точном расчёте, мы долго готовили это действо — The Beatles. Мы ассоциировались с чем-то очень европейским, очень британским, и очень отличались от американского стандарта: Эд [Салливэн], какие-то клоуны, Синатра, Синатра-младший, даже Элвис — «из грязи в князи» Американская мечта.
— Ты помнишь, как это было, когда прорыв всё-таки произошёл?
Пол: Когда наша пластинка вышла на первое место? Да. Мы в то время были в туре в Париже. И когда пришла телеграмма, мы прыгали на спину друг другу и ездили один на другом верхом. Мэл — тур-менеджер — всех катал на спине. Так мы были возбуждены. И вот мы поехали в Америку; и всё было в точности так, как мы загодя планировали. И даже круче, чем мы планировали, — так что нам в этом повезло.
— Что позволило группе выдержать беспрецедентное давление всего того, что её окружало, а не дойти до распада ещё раньше, чем это произошло?
Пол: Мы не воспринимали всё это как давление, и это на самом деле не было давлением в течение длительного времени. На пресс-конференциях в Америке нас постоянно спрашивали, что мы будем делать, когда этот пузырь лопнет. Там был один парень — журналист, — которого мы везде брали с собой, потому что он был очень забавный. И мы просили его задавать это вопрос на каждой пресс-конференции в течение всего тура, — это был единственный вопрос, который он задавал. Он был таким «придворным шутом».
Список используемой литературы:
«Энциклопедический справочник «The Beatles»» Андрей Пономаренко, Николай Козлов. Изд. С. -Петербург, 1996г.