Иван Толстой: Андрей, раз уж вы меня назвали, совершенно справедливо, крупнейшим экспертом, то есть человеком, который ничего не понимает ни в истории музыки, ни знает биографии композиторов и исполнителей, и поэтому является абсолютно табуля раза, то есть человеком, пришедшим с холода (не скажу дураком, пришедшим с мороза), поэтому воспринимающим исключительно эстетическую строну дела, объясните мне, пожалуйста, как быть с правовой стороной. Нравится ли Полу Маккартни или Ринго Старру - двум оставшимся в живых битлам - то, что делают другие исполнители? Причем нравится ли им с правовой стороны, как они к этому относятся? Вообще, можем ли мы с вами записать перепевки «Битлз»? Толстой и Гаврилов поют песню «I Am the Walrus» или «Yesterday», которая не вошла в эти «Топ-15». Как с этой стороны дело обстоит?
Андрей Гаврилов: Запросто, Иван, здесь нет никаких проблем. Записать с вами мы можем все, что угодно, даже (страшно произнести!) песню, принадлежащую перу Аллы Борисовны Пугачевой. Другое дело, можем ли мы это издать. И вот тут начинаются некоторые юридические казусы. В мире цивилизованном ты можешь издать практически любую твою запись, заплатив правообладателям. Судя по тому, сколько выходит вариантов песен «Битлз» (а это наверняка не самые дешевые авторы), так вот, судя по этому, ставки, которые фирмы, издающие эти перепевки, должны заплатить, не заоблачно высоки. Иначе бы просто никто это себе не мог позволить. Есть и второй подход, к которому мы имеем больше отношение. «Мы» я имею в виду не мы с вами, исполняющие песни «Yesterday» или Пугачевой, а «мы», как наша страна. Мы должны запросить разрешение в 99 процентах случаев. Запрашивая разрешение, нужно быть готовым к тому, что у тебя могут потребовать запись, чтобы правообладатель или автор послушал, после чего тебе могут запросто запретить издавать это исполнение.
Иван Толстой: А что же, там критерии эстетические, что ли?
Андрей Гаврилов: Если это слушает автор, критерии эстетические, если это слушает правообладатель, критерий может быть какой угодно, и мне даже страшно предположить, какой он может быть. В том, что касается наших представителей зарубежных правообладателей, критерий может быть такой, что не побоится ли российский представитель побеспокоить зарубежную фирму, материнскую фирму, главную фирму таким вот дурацким запросом. И так далее.
Если вернуться чуть ближе, битлы только радуются тому, что исполняются их песни, потому что, во-первых, с юридической точки зрения они этому не могут помешать, потому что зачастую права принадлежат не им, а издательским фирмам, издательским компаниям, во-вторых, с каждого такого концертного исполнения или с каждой такой пластинки они получают свою долю гонорара. Пусть это будет сотая доля цента, но когда исполняют много, часто и записывают повсеместно, эти доли цента превращаются в весьма ощутимый капитал.
За свои авторские Леннон и Маккартни получили денег, наверное, если сейчас добавить вместо Джона Леннона Йоко Оно, я думаю, можно утверждать, что за свои авторские, то есть, как авторы песен, Леннон и Маккартни получили денег никак не меньше, чем как исполнители своих песен, а, может, даже и намного больше. Я не подсчитывал, но я абсолютно уверен, что это так.
Вы упомянули страшный вариант, что мы с вами запишем песню «I Am the Walrus». Как ни странно, эта песня присутствует в этом хит-параде. Почему «как ни странно»? Потому что она не самая легкая для исполнения. Она, более того, заняла второе место в исполнении группы «Oasis».Хочу напомнить что группа «Oasis» в свое время возникла из группы «The Rain», то бишь, «Дождь», названной как раз в честь песни «Битлз». А в 2004 году журнал «Q» опубликовал результаты опроса читателей, по итогам которого диск группы «Oasis», вышедший к тому времени - «Definitely Maybe» - был назван лучшим британским альбомом всех времен, обойдя битловский «Revolver». Есть и еще мостик между творчеством двух групп. Например в 2008 году вышла песня «Oasis» «I’m Outta Time» («У меня кончилось время») и, по данным «New Musical Express» это песня, которая сравнима по уровню с песнями «Битлз», и в ней, кстати, использован короткий отрывок одного из последних интервью Джона Леннона. Но, это информация вокруг. А так - второе место: группа «Oasis» песня «I Am the Walrus».
И я хочу сразу перейти к третьему месту. Это наш старый знакомец Джо Кокер, мы его слушали в прошлый раз в нашей передаче о каверах, то есть, перепевках «Битлз». А на этот раз слушатели, поклонники и читатели журнала «Rolling Stone» отдали ему третье место с исполнением им песни «With a Little Help From My Friends». Долгое время эта песня была практически визитной карточкой Джо Кокера. Кстати, как и еще одна ранняя битловская песня «She Came in Through the Bathroom Window». И вообще свой творческий путь, можно считать, особенно творческий путь в грамзаписи, Джо Кокер начинал с перепевок разных авторов, в том числе, и «Битлз». Одной из первый его перепевок была битловская песня «I Feel Fine». Итак, Джон Роберт Кокер, Кавалер Ордена Британской Империи, песня «With a Little Help From My Friends», третье место по данным читателей журнала «Rolling Stone».