Главная » 2021»Июль»14 » Яблочки от яблони. The Beatles начали продавать записи через iTunes.
16:46
Яблочки от яблони. The Beatles начали продавать записи через iTunes.
16 ноября 2010 года музыкальный онлайн-магазин iTunes после долгих лет споров и судебных разбирательств между Apple Inc и битловским лейблом Apple Corps начал продажу записей The Beatles. Всего за сутки 9 альбомов ливерпульской четверки обосновались в первой двадцатке альбомного чарта, причем один из этих лотов - "The Beatles Box Set" - полное собрание битловских номерных альбомов стоимостью 149 долларов.
Всего на iTunes было выложено 17 лотов - 13 переизданных год назад студийных альбомов от "Please Please Me" до "Let It Be", подборка синглов и би-сайдов "Past Masters", два сборника лучших песен - "красный" и "синий" альбомы, а также собственно "The Beatles Box Set". В качестве бонуса для заказавших этот самый бокс-сет выложен битловский концерт 1964 года в вашингтонском "Колизее", где Джон, Пол, Джордж и Ринго играют свои ранние хиты в центре визжащего зала, по ходу концерта разворачивая барабанную установку, чтобы стоять лицом ко всем фанатам по очереди. При покупке бокс-сета видеозапись концерта можно скачать бесплатно или просто посмотреть его в режиме онлайн, даже если вы решили не покупать ничего.
По неизвестной причине пользователи iTunes не имеют возможности приобрести более поздние релизы The Beatles - двойные альбомы из серии "Anthology", сборник выступлений на радио "Live At The BBC", саундтрек к обновленному мультфильму "Yellow Submarine", пересведенную версию последнего битловского альбома "Let It Be...Naked" или альбом ремиксов "Love". Возможно, EMI решила для начала прощупать почву, а в случае успеха выбросить на рынок и все остальное наследие своей главной "дойной коровы". Таким образом, в условных загашниках пока остались последние синглы битлов - "Free As A Bird" и "Real Love", а также целая куча других треков, которых на номерных альбомах не найти.
Конечно, никакой трагедии для битломанов в этом нет - все упомянутые песни они уже слышали и так. Впрочем, постепенно отмирающий рекорд-бизнес пока еще позволяет лейблам снимать сливки с одного и того же молока - записи The Beatles как и других легендарных групп прошлого переиздаются регулярно и пользуются неизменным успехом. Пусть EMI и iTunes приходится в очередной раз выслушивать в свой адрес язвительные замечания вроде "за эту песню я уже платил четырежды".
Впервые подобные претензии относительно битловского каталога возникли в 1993 году, когда двойные "красный" и "синий" альбомы были изданы на CD. Критики и поклонники отмечали, что два двойных виниловых сборника можно было бы вполне уместить на двух компакт-дисках вместо четырех - достаточно было изменить порядок песен и пожертвовать одной или двумя из них. Однако EMI не стала изобретать дешевый велосипед и предложила любителям битловских хитов раскошелиться, что они и сделали ничтоже сумняшеся. Со своей стороны отметим, и поделом - The Beatles лучше слушать на альбомах, а не на сборниках, пусть и официальных.
Последовавшие за выходом "красного" и "синего" CD релизы "Live At The BBC" (1994), "Anthology I, II, III" (1995-1996), а также документального фильма "Антология" спровоцировали очередной всплеск битломании. Наверняка это стало поводом пополнить пробелы в своей коллекции для многих любителей поп-музыки и вновь принесло EMI немалые дивиденды.
Последняя до нынешнего момента волна битломании пришлась на осень 2009 года, когда были выпущены ремастированные версии битловских номерных альбомов в моно- и стереоверсиях. Чуть ранее были переизданы все американские альбомы The Beatles, составленные фирмой Capitol - трек-листы этих дисков включали в себя несколько оригинальных вещей вроде инструменталов из фильмов "A Hard Day's Night" и "Help!" или удлиненной версии песни "I'll Cry Instead", но, по большому счету, людям заново продали все те же леденцы в новой обертке.
Переиздание оригинальных ремастеров, случившееся 09.09.09, имело оглушительный успех и практически обвалило альбомные чарты Billboard, из первой десятки которых разом пропали всяческие ашеры, джей-зи и леди гаги, а также лучезарный покойник Майкл Джексон, оттесненный битлами на 20-е место. Самым продаваемым из ремастеров стал альбом "Abbey Road".
Понятно, что не все битломаны рванули за долгожданными переизданиями в музыкальные магазины, благо в первые же часы после выхода вся дискография оказалась в разнообразных торрентах, а также на файлообменниках вроде Rapidshare. И вот спустя чуть больше года счастливым пользователям iTunes предложили еще раз скачать те же ремастированные альбомы заплатив за них символические 150 долларов.
Удивительно, но великое рок-н-ролльное надувательство вновь проходит с успехом. Уже к утру 17 ноября 2010 года (спустя сутки после старта продаж) все тот же "Abbey Road" оказался на седьмой строчке альбомного чарта iTunes, и это, наверняка, не предел. С некоторым отставанием в двадцатке закрепились "The Beatles (White Album)", "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band", "Rubber Soul", "Revolver", "синий" сборник хитов, а также (барабанная дробь!) "The Beatles Box Set" (на 12 месте).
Конечно, появление The Beatles на iTunes является знаковым событием хотя бы потому, что история отношений Apple Computers и собственного битловского лейбла Apple Corps, наконец, вошла в позитивную фазу. Стороны впервые скрестили клинки в 1987 году, когда Apple Corps подала на Apple Computers в суд из-за торговой марки Apple. Тогда был заключен договор, согласно которому компания Джобса могла использовать "яблочные" название и логотип, но должна была оставаться в стороне от музыкального бизнеса.
В 1991 году, после того как один из компьютеров Apple был оборудован музыкальным midi-портом, Apple Corps снова предъявила претензии. И на этот раз вопрос удалось решить без суда, после того, как компьютерная компания выплатила 26,5 миллиона долларов, пообещав не заниматься продажей музыки. В 2003 году Apple Corps небезосновательно обвинила Apple Computers в нарушении этого обещания, когда был запущен сервис iTunes. Обиженные представители Apple Corps заявили, что пусть Джобс и компания и не надеются заполучить в свою фонотеку записи The Beatles - этому не бывать. И даже в 2007 году, когда стороны вроде бы объявили о примирении и iTunes начал продавать сольные записи битлов, на виртуальном прилавке по-прежнему оставалась заметная брешь.
Ввиду всего вышесказанного неудивительно, что появление битловской музыки в самом модном музыкальном магазине мира было радостно воспринято как оставшимися в живых участниками The Beatles, так и руководством Apple. Стив Джобс заявил, что его компании удалось, наконец, воплотить в жизнь мечту десятилетней давности. А Пол Маккартни в свою очередь выразил восторг по поводу того, что записи, впервые изданные много лет назад на виниле, теперь покоряют цифровой мир.
Газета The Guardian по этому поводу предложила читателям поучаствовать в импровизированном конкурсе каламбуров на тему битловских песен в эпоху победившего вебдваноля. В результате появились такие перлы как "The Long And Winding Download", "I've Just Seen A Facebook", "While My Guitar Gently Tweets" или "She Loves YouTube". Лучшей же иллюстрацией к свершившемуся вступлению The Beatles в клуб поставщиков музыки для iTunes является вот этот старый-добрый видеоролик, наглядно доказывающий, что iPod был изобретен Джоном Ленноном в 1968 году.
Артисты, которых все еще нет на iTunes:
AC/DC - группа, записавшая один из самых успешных альбомов всех времен "Back In Black", наотрез отказывается продавать свои песни по отдельности.
Tool - легендарные прог-металлисты придерживаются того же творческого кредо, что и AC/DC. Впрочем, лидер Tool Мэйнард Кинан разрешил iTunes продавать записи своих сайд-проектов Puscifer и A Perfect Circle.
Frank Zappa - один из главных сумасбродов в истории музыки, продолжает чудить и после смерти. Записи Заппы были удалены из каталога iTunes вдовой артиста.
Kid Rock - американский не то рокер, не то рэпер не сошелся с Apple Inc по поводу роялти от продажи записей онлайн. По мнению Кид Рока, артисты должны получать значительно большие отчисления, так как iTunes ничего не тратит на упаковку дисков и транспортные расходы.
Def Leppard - британские хард-рокеры считают, что их контракт с Universal, датированный 1979 годом, категорически не подходит для описания цифровой реальности. А новый договор, который бы регулировал размер роялти от продажи музыки через iTunes, согласовать с лейблом никак не удается.
Jay-Z - так же как и AC/DC трепетно относится к цельности своего альбома "American Gangster", который не разрешил продавать по отдельности. Другие записи Jay-Z можно купить через iTunes.