Главная » 2021»Июль»14 » Джордж Харрисон: «Воспевайте имя Кришна, и вы, возможно, почувствуете себя лучше».
19:27
Джордж Харрисон: «Воспевайте имя Кришна, и вы, возможно, почувствуете себя лучше».
То, что уже со второй половины шестидесятых годов Джордж увлёкся религиозными учениями Индии и философией индуизма — факт широко известный. Лучшим подтверждением тому — целый ряд композиций, ставших музыкальной классикой. Помимо этого Тихий Битл поддерживал тесные личные отношения с ключевыми фигурами Международного сообщества сознания Кришны (ISKCON) и всячески способствовал распространению его идей на Британских островах. После посещения Ришикеша и встречи с Махариши Махеш Йоги, Харрисон лично познакомился с Шрилой Прабхупадой, основоположником и пропагандистом движения в западном мире. Он приобрёл 20 экземпляров пластинки с кришнаитскими песнопениями, а позже помог издать в Англии книгу о Кришне. С конца шестидесятых в Лондоне действовал Храм Рада Кришна (The Radha Krishna Temple), и в шестьдесят девятом один из активистов, некто Шиамасунджра появился в офисе Apple. Надо сказать, что визит не был неожиданностью: незадолго до него Битлы получили подарок в виде яблочных пирогов и музыкальных шкатулок-яблок, исполнявших мантру «Харе Кришна».
Музыкантам, восприимчивым к новым идеям, было интересно содействовать выходу пластинки с незнакомой и чарующей музыкой. Так в апреле семидесятого появился диск The Radha Krishna Temple.
При записи в студии индийским музыкантам помогали Пол, Линда и Джинджер Беккер. Но, конечно, главным здесь был Джордж. Он не только спродюсировал альбом, но и сыграл на фисгармонии, гитаре и басу. Его мы слышим на знакомой нам вещи Govinda и четвёртой композиции на первой стороне Hare Krishna Mantra. Обе они были выпущены также и на синглах. Govinda попала в чарты в 20 странах мира и была исполнена на Top of the Pops. На запись шоу пришёл и Джордж, но, из-за присущей ему скромности, не пожелал светиться перед камерами. Скромность была одним из главных качеств его духовного учителя Ш. Прабхупады, он говорил о себе не иначе как о «слуге слуги слуги….». Однажды Джордж изъявил желание обрить голову и целиком посвятить себя познанию Верховной Сущности, на что учитель сказал, что его служение — это музыка, и он должен оставаться «в миру». И появились шедевры: My Sweet Lord Loves The One (That Loves The Lord) и Here Comes The Sun.
а оркестровка «Молитвы Говинды» (Govinda Prayers) до слёз растрогала Его Божественное Святейшество, и он просил исполнять её ежеутреннее в храмах ISKCON по всему миру. Наказ этот соблюдается и по сей день.
Это ли не лучшее сохранение памяти о Джордже! А ещё один памятник — живописное поместье, раскинувшееся почти на двадцати акрах. Его Харрисон купил для общины в середине семидесятых за 230000 фунтов, когда маленький храм в центре столицы стал слишком тесным. В деревне Лечмор Хис (Letchmore Heath), всего в сорока минутах езды от центра Лондона, каждого ждёт приют и вегетарианское угощение. Бесплатно.
Наверное, тогда же в голову Битла пришла мысль переиздать песнопения, для того, чтобы сделать их доступными для как можно более широкой аудитории. Пластинка появилась на лейбле «Духовное небо» (Spiritual Sky) под названием «Богиня Судьбы» (Godness of Fortune). Художник Питер Хоукинс великолепно проиллюстрировал диск, воспроизведя известную картину 18 века из Раджастана: священный орёл Гаруда несёт на своей спине Вишну (Кришна — его инкарнация) и Лакшми (инкарнация Радха). Уж ни это ли изображение подсказало идею оформления конверта для макси-сингла другому Битлу, правда, уже в 1989? В семидесятых ISKCON помог реализации ещё целого ряда проектов средствами поп и рок-музыки, раскрывающих мироощущение кришнаизма. Джордж наряду с другими известными музыкантами (Карлос Сантана, Нейл Даймонд, Стив Уандер, Боб Марли, Боб Дилан) приложил максимум усилий, чтобы диски увидели свет, и попали к слушателю. Их вклад с благодарностью отмечен на конвертах.
В 76-ом на лейбле Sudarshan Disc появилась пластинка «Изменение видения» (). Лидером команды, назвавшей себя «Золотая аватара» (Golden Cassidy). Эту довольно большую группу, насчитывающую три с половиной десятка человек, часто называли Люди Хааре Кришна. Через два года Кэсседи собрал ещё один ансамбль, под названием «Прогресс».
На том же «Сударшане» они записали альбом «Двигаясь вперёд» (Busy Making Progress).
Тогда же, в семьдесят восьмом, уроженец Израиля Илан Честер, он же Илан Ченстоховский (Ilan Chester, Ilan Czenstochouski) собрал команду мультиинструменталистов для записи пластинки «Видения дня и ночи» (Night And Daydream). Для названия коллектива было выбрано слово, на санскрите означающее бесконечность — «Ананта» (Ananta). А ещё, это одно из имён Вишну. Диск выпустила компания Touchstone. Описывать музыку словами дело неблагодарное, поэтому приведу только определение, которое дал ей участник одного из проектов — «мягкий лирико-психоделический рок».
Думаю, этот штрих к творческой биографии Джорджа, которому в этом году исполнилось 65 лет, поможет осознанно его роли в музыкальных и духовных процессах нашего времени.