Это интервью было дано корреспонденту британской музыкальной газеты «Melody Maker» Алану Уолшу, приятелю Битлов ещё с ливерпульских времён,, в прошлом — сотруднику клуба «Кэверн», и опубликовано в номерах газеты за 2 и 9 сентября 1967 г.
Старейший в Великобритании музыкальный еженедельник, основанный в 1926 году и адресованный первоначально профессиональным музыкантам. В 2000 году Melody Maker прекратил своё существование, будучи объединён с New Musical Express, давним конкурентом
- Вы только что побывали в Хэйт-Эшбери: какое впечатление произвели на тебя жизнь там?
Хэйт-Эшбери – район в городе Сан-Франциско, штат Калифорния, названный по пересечению улиц Хейт и Эшбери. Один из центров движения хиппи, в 1967 году принял знаменитое «Лето любви». В течение «Лета любви» около ста тысяч человек со всего мира собралось в районе Сан-Франциско Хейт-Эшбери. Лето любви объединило множество людей самых разных возрастов и профессий.
Джордж: Мы пробыли в Хэйт-Эшбери только полчаса, но что-то всё же удалось увидеть. Мы оставили свой лимузин за квартал оттуда, чтобы не привлекать внимания, и прогулялись по улице сотню метров, то ли как туристы, то ли как местные хиппи. По сути мы заходили в некоторые лавочки.
- Кто входил в вашу компанию?
Джордж: Патти, её сестра Дженни со своим другом, Дерек Тэйлор, Нил Эспинол – наш гастрольный техник, и «Волшебник Алекс» – наш друг.
Патти Бойд – в то время жена Джорджа Харрисона. Английская модель и фотограф. Дженни Бойд – бывшая английская фотомодель, младшая сестра Патти Бойд Она оставила карьеру модели в 1960-х годах после открытия для себя трансцендентальной медитации, заявив, что моделирование было "пустой тратой ее времени". Позже она руководила центром лечения
Дерек Тэйлор – пресс-атташе Битлз. Британский журналист, продюсер
Нил Аспиналл – гастрольный техник Битлз, школьный друг Пола Маккартни и Джорджа Харрисона
Алекс Мардас (Волшебник Алекс). Питер Эшер: По-моему, он был другом Джона, и Джорджу он тоже нравился. Он был учёным, и, насколько я мог судить, в какой-то степени настоящим учёным. Мало того, что у него было несколько замечательных идей и он был в курсе многих интересных новых исследований, технических и музыкальных. Волшебный Алекс знал и понимал столько, что в итоге рассказывал нам о переменах, которые могут произойти, так, как будто они уже произошли. Некоторые из новшеств в конце концов действительно появились. Я помню, как он говорил о технологии распознавания голоса и технологии распознавания лиц. Он говорил, что может создать колонки, которые будут сделаны как обои, которые можно просто разместить на стене. Это то, что происходит сейчас. Я не думаю, что Алекс был проходимцем, но думаю, что он был оптимистичен в отношении того, что и когда он действительно мог создать.
Мы просто прогуливались, и всё больше людей подходили… Мы вошли в парк, и это был уже какой-то цирк, за нами шла целая толпа.
- Говорят, кто-то пытался угостить тебя наркотиками?
Джордж: Они угощали меня всем, что у них было. Как раз это я хотел бы донести до читателей: несмотря на то, что хиппи считают нас своими, — особенно после шумихи в прессе о нашей связи с марихуаной и ЛСД, — мы никого не призываем к употреблению наркотиков, это личное решение каждого человека. Несмотря на то, что для нас это был ключ, открывший дверь в иное, невероятное измерение, это прерогатива самого человека — решать, что с ним делать.
ЛСД — это не решение. Само по себе это ничего человеку не даёт. ЛСД — это способ увидеть огромные возможности, которых ты раньше не замечал, но не решение. Нельзя просто принять ЛСД — и одним махом стать «продвинутым» на всю оставшуюся жизнь! Хиппи — это тот, кто достиг осознания окружающей действительности. Но если ты достиг настои- шею осознания, тебе не нужны наркотики. Ты видишь потенциал, который и них скрыт, и пользу, которую они могут принести, но при этом понимаешь, что тебе они не нужны. Когда я впервые попробовал ЛСД, мне это было нужно. Собственно, я и не знал, что принял его, как и вообще ничего не знал об этом веществе. Мне его дали, ничего не сказав. Сейчас всем известно из прессы, что мы принимали ЛСД, но обстоятельства этого были таковы: один человек просто подсыпал его нам в кофе, тогда как мы об этом ничего не знали.
Я не против того, чтобы говорить людям правду о том, что мы принимали ЛСД. Мне нечего стесняться, я ведь не искал и не принимал его сознательно.
ЛСД (диэтиламид d-лизергиновой кислоты) – полусинтетическое психоактивное наркотическое вещество из семейства лизергамидов. Самый известный психоактивный наркотик. До сих пор окончательно не исследовано активное влияние препарата на организм человека, так как он влияет на каждого человека по разному. Однозначно ясно, что этот наркотик может спровоцировать крайне негативные психические и психофизические заболевания "разбудив" их в организме человека
- А ты точно знаешь, что является целью твоей жизни?
Джордж: У нас всех одна цель жизни, осознаём мы это или не осознаём. Мы все стремимся к сущности под названием Бог. Стремимся к полному воссоединению. Любой человек в какой-то момент приходит к пониманию, что, даже если он вполне счастлив, в его положении есть и частичка несчастья.
На самом деле каждый человек – потенциально Иисус Христос. Мы все стремимся туда, где пребывает Иисус Христос. И мы будем находиться в этом мире до того момента, когда попадём туда. Мы все – разные, и каждый занимается в жизни чем-то своим, но это не играет роли, потому что главная цель жизни каждого – прийти к гармонии со всем сущим. Это означает не убивать никого, – не только других людей, но даже мух, – не есть мяса, не рубить деревья.
- Достигнем ли мы когда-нибудь такой степени осознанности?
Джордж: Этого можно достичь, только если поверить в это. Каждый человек — потенциально божественен. И осознанность людей является условием их самореализации. Хиппи — это здорово, любовь и цветы — это отлично; но у движения хиппи есть и изнанка... Я с теми из них, кто честен и ищет правду, но меня печалит, что есть и паразитирующие на движении.
- А ты сам считаешь себя одним из хиппи?
Джордж: Им может стать любой. Я сомневаюсь, что все хиппи считают себя таковыми. Это только пресса вешает ярлыки, им обязательно нужно втиснуть любое явление в какую-то категорию. Если хочешь, ты можешь считать меня хиппи, но я-то знаю, что это не так. Я — человек по имени Джордж Харрисон. Такой же, как и все, и в то же время уникальный. В какой-то момент приходишь к пониманию, что не играет роли, кем тебя считают люди, играет роль, кем ты сам себя считаешь. И для того, чтобы стать хиппи, вовсе не обязательно надевать цветастую рубашку.
- А банковский служащий может стать хиппи?
Джордж: Может стать любой, кто почувствует такое стремление. The Beatles получили все материальные блага, какие только возможно, и это показало, что по-настоящему нам было нужно нематериальное. Мы все живём в материальном мире, но стремимся к чему-то, что выше физического. В гонке за материальными благами, – машинами, телевизорами, домами, – легко упустить, что они даются человеку лишь на короткий промежуток времени, а в могилу их с собой не забрать.
- Ты не собираешься раздать всё своё имущество?
Джордж: В этом нет необходимости, поскольку сейчас я не гонюсь за материальным. Кроме того, важно, что материальные блага пришли ко мне сами, я не убивался, чтобы их получить. Всё, что я делал, – был самим собой. Всё, что делали мы четверо, – были самими собой. И всё пришло. Но всё материальное пришло лишь для того, чтобы мы увидели: это не главное, есть пещи более важные.
- Каким образом этим представления отражаются на музыкальной стороне The Beatles?
Джордж: Я музыкант, и с самого рождения меня притягивала эта сторона жизни. Многие думают, что жизнь человека предопределена. Но это так только в самом общем смысле, а каким путём пойдёт человек, зависит только от него. Всё, что я делал в жизни, — старался быть собой, и это оказалось правильно. Всё сложилось само собой, как по волшебству. Мы не планировали, что всё пойдёт именно так. Поэтому то, что я стал музыкантом, было предначертано. Это и есть мой путь для достижения цели жизни.
- Джордж, ты можешь определить, где сейчас The Beatles в смысле музыки? Что вы пытаетесь делать?
Джордж: Ничего. Мы не пытаемся делать ничего специально. В этом и состоит высшая цель. Каждый, слушая наши пластинки, задаётся вопросами «Что они хотели этим сказать?», «Что они планируют сделать после этого?», или какими-то подобными. Но мы ничего не планируем. Мы не делаем ничего специально. Всё, что мы делаем, – стараемся быть собой. И всё делается само собой. Это The Beatles. Всё, что мы делаем сейчас, – стараемся делиться миром и любовью. Любовь никогда не изживёт себя, потому что не может изжить себя правда. Всё, что я говорю, может быть понято миллионом разных способов, в зависимости от того, насколько готов к пониманию тот или иной читатель.
Ну, а The Beatles на самом деле — это просто хобби... Это делается само собой. Нам даже нет необходимости об этом задумываться. Песни пишутся сами собой. Всё решается само собой. А если мы над чем-то принимаемся ломать себе голову, пытаемся понять и изучить, – притом, что, по моему мнению, нам следует понять так много, – то результат настолько меньше, чем те силы, которые на это тратятся... Абсолютно всё относительно. Сейчас мы это знаем. И вот мы подходим к ситуации, когда люди говорят, что нам больше некуда идти, поскольку мы уже всего достигли, но мы понимаем, что это верно, только если смотреть с того положения, и котором находятся они. Они смотрят со своей точки зрения и думают, что это им на нашем месте больше некуда было бы идти, тогда как, если посмотреть на то же самое с токи зрения человека, который на самом деле чего-то достиг, будет ясно, что мы и не начинали.
Взять, к примеру, Рави Шанкара, который является музыкантом… С поп-музыкой так: чем больше ты её слушаешь, чем больше ты в ней разбираешься, тем меньше удовольствия она тебе доставляет. А с индийской музыкой всё наоборот: чем больше неё въезжаешь, тем выше начинаешь её ценить. И тем больше ты от неё получаешь. Если у человека будет всего одна пластинка с индийской музыкой, и он будет слушать только её до конца жизни, то при этом, вполне возможно, он всё-гаки не постигнет всех нюансов. То же самое говорит Рави Шанкар: у него такое чувство, что он ещё и не начинал постигать это искусство... А ведь он уже сделал так много, – преподаёт, пишет киномузыку и занят ещё таким огромным количеством дел!
Рави Шанкар – индийский музыкант, композитор, широко известен как виртуоз игры на ситаре. Большой друг и учитель Джорджа Харрисона
- У тебя есть предположения, что The Beatles будут делать в следующий раз, когда окажутся в студии звукозаписи?
Джордж: Нет. Мы ничего не знаем, пока не приступим к записи. Конечно, на нас оказывает влияние всё, что происходит вокруг. Если не будет импульсов извне, ничего не удастся сделать. В этом всё дело – во взаимном влиянии. Мы пишем песни, записываемся на студи и стараемся сделать это хорошо. Наш следующий альбом будет лучше, чем «Сержант Пеппер». Но я не знаю, каким он будет.
- Если бы у тебя был ребёнок, каким отцом бы ты был?
Джордж: Поскольку у меня нет ребёнка, то не знаю. Но я бы точно не отправил его в школу. Я не хочу, чтобы учителя-фашисты забивали голову ребёнка своими идеями. Я бы пригласил индийского гуру учить его, – и меня заодно!
- Насколько мне известно, The Beatles подумывают о фильме, где вы бы занялись не только музыкальной частью, но и визуальной стороной?
Джордж: Да. Мы сейчас научены опытом: если за важные дела будут отвечать другие, ничего хорошего не выйдет. Это может показаться самоуверенным заявлением, но именно так происходит в жизни. Если мы берём ответственность на себя, принимаем решения сами и делаем сами, всё складывается хорошо или хотя бы удовлетворительно, но как только начинаешь полагаться на других, – всё идёт комом.
Это как с выпускающей компанией – даёшь им готовый альбом, а также конверт и всё остальное на блюдечке с голубой каёмочкой, им нужно сделать только тиражирование. И начинается: этого нельзя, того нельзя... и мы оказываемся втянуты в мелкие технические вопросы, так что всё становится только хуже.
То же самое с фильмом. Чем большую часть работы выполняют люди из киноиндустрии, тем меньшую связь фильм имеет с The Beatles. Возьми хотя бы телепрограмму «Our World» [«Наш мир»]: мы хотели показать, как записываемся в студии и получаем от этого кайф, а ВВС надо было сделать из этого шоу. И так постоянно, мы вынуждены с боем пробивать всё, что хотим сделать. Может быть, в конце концов, нам придётся самим написать музыку, написать сценарий, снять и смонтировать фильм, С другой стороны, это же адова работа, так что пострадают другие наши проекты, которые придётся отложить. Придётся всё же нанять кого-то, мы же не можем сосредоточиться только на фильме, есть в жизни вещи более важные...
- Когда можно ожидать выхода фильма?
Джордж: Вероятно, в следующем году.
Перевод: Сергей ГРИБУШИН |