Главная » 2021»Июль»14 » Битлз. Песни, подаренные другим исполнителям. Часть I.
17:07
Битлз. Песни, подаренные другим исполнителям. Часть I.
Иван Толстой: Мы продолжаем нашу серию передач о Ливерпульской четверке, и как всегда, нашим гидом, вергилием, чичероне и, порой, иваном сусаниным будет московский журналист, историк музыки и собиратель Андрей Гаврилов. Сегодняшний разговор посвящен тем мелодиям, которые созданы битлами, но по тем или иным причинам спеты другими музыкантами. Андрей, что вы вкладываете в это предложенное вами название? Что значит «подаренное другим»? «Вот, тебе, Вася, песня от меня». Но что это за песня? Она готовая, она уже напечатанная, она уже записанная или это только ноты к ней, или это только текст, или только либретто, несколько катернов? Поясните пожалуйста, Андрей.
Андрей Гаврилов: Мне особенно понравилась фраза про катерны, Иван. Вы знаете, вы, как ни странно, абсолютно правы. Это тот случай, когда на вопрос, в котором содержится слово «или», можно ответить «да». Потому что «Битлз» дарили и то, и другое, и третье, и четвертое. Вот только насчет Васи я не уверен — там, скорее, были другие имена. А если чуть поподробнее, есть случаи в истории, когда кто-то из битлов подсаживался к музыканту, причем не обязательно знакомому, иногда просто случайно встреченному в студии, заглянув через плечо поправлял текст или музыку. Были случаи, когда битлы, слушая такого-то музыканта, думали: а не отдать ли ему песню, не написать ли для него песню? И писали специально песни. Были случаи, когда музыканты просили у битлов что-нибудь. Было и такое. И, конечно, были случаи, когда «Битлз» что-то записывали или в студии, или просто дома, в качестве демонстрационной записи, потом решали, что им это не подходит и эта песня разными путями оказывалась в чужом репертуаре. Особенно часто это случалось в начале их карьеры, потом они стали намного осторожнее относиться к тому, что именно они написали и что именно они раздают. Вначале они редко писали для кого-то конкретно, это как раз тот случай - 1962-63 годы - когда они перебирали различные варианты и, если песня не подходила, они просто от нее отказывались, а если кто-то просил, они давали то, что валялось под рукой, грубо говоря. И особенно, если просьбы были от самого Брайана Эпштейна. Он, бывало, просил что-нибудь, чтобы подтолкнуть своих новых, начинающих музыкантов, а такими были, например, и Билли Кремер (Billy J.Kramer), и Томми Куикли (Tommy Quickly), и группа «The Fourmost» и Силла Блек (Cilla Black). Позже все происходило по-другому - «Битлз», как правило, писали уже под кого-то конкретно. А что говорить? Давайте слушать. 1963 год. «Битлз» написали в свое время песню «Я пойду своей дорогой» или «Я пойду своим путем» - как угодно, давайте не будем переводить название «I'll Be On My Way». Они ее исполняли в концертах, исполняли на Би-Би-Си и, кстати, много лет спустя эта песня вошла в их альбом «Битлз на Би-Би-Си». Но в свое время она была именно отдана Билли Джей Кремеру и его группе «Дакотас» и была помещена на обороте сингла, где на стороне «А» тоже была битловская песня «Do You want to know a secret?». Как ни странно, именно песня на стороне «А» «Do You want to know a secret?», которая позже вошла на битловские диски и является частью битловского канона, была написана Ленноном специально для Билли Джей Кремера, а вот то что осталось, а именно «I'll Be On My Way», оно было просто отдано для того, чтобы чем-нибудь забить пустое пространство. Билли Джей Кремер, 63 год «I'll Be On My Way»
Иван Толстой: Андрей, это самый первый подарок или один из первых?
Андрей Гаврилов: Это практически самый первый, если мы не берем помощь кого-то из битлов другим музыкантам . Часто это даже не отражено в титрах. Были случаи, когда «Битлз» дописывали не совсем удачные мелодии, допридумывали текст и, зачастую, это нигде не было отражено. Проблемы авторских прав приводили к тому, что проще было остаться в тени. А из целиком написанных песен это, наверное, самый первый пример.
продолжение следует...
Андрей Гаврилов, Иван Толстой (Радио Свобода) www.beatles.ru